Корпоративные информационные системы

Совершенствование финансово-экономического механизма и хозяйственного законодательства на базе информационных технологий в процессах модернизации отечественной экономики
06.12.2012 13:38

Модернизация отечественной экономики и обеспечение ее вхождения в инновационную стадию развития представляется многовекторной, многогранной, многофакторной и многомерной задачей, которая может быть реализована только совместными гармонизированными усилиями трех основных субъектов экономической деятельности: государства, предпринимательства (капитала) и наемного труда (человеческого фактора). Большую роль при решении такого рода задач играют экспертные сообщества – мозговые центры, сформировавшиеся в умных экономиках.

В индустриально развитых странах накоплен огромный опыт создания и эффективного использования большого многообразия интеллектуальных структур, обеспечивающих сопровождение динамичного развития инновационных экономик.

Первоочередной исходной задачей модернизации отечественной экономики является изменение ее структуры с преимущественно добывающей на обрабатывающую. К решению этой задачи должен быть привлечен широкий круг специалистов различных отраслей ранее активно развивающихся в стране высоких технологий, поскольку инновационную экономику в стране можно создать только на базе ранее наработанных научных школ, разрабатывающих и производящих структур, преемственности кадров специалистов.

В таких обстоятельствах группа специалистов информационных технологий, представленная генеральными конструкторами страны по ряду направлений программно-технических средств, главными конструкторами различных автоматизированных систем управления, специалистами, работающими в сфере широкого использования в стране программно-технических средств и электронных коммуникаций, производимых на мировом рынке, провела в течение последних 3-4 лет инициативную работу по оценке ситуации, а также по выработке методов и средств в области информационных технологий, без активного использования которых невозможна ни модернизация экономики, ни тем более ее вхождение в инновационную стадию развития. Результаты работ были представлены в традиционных научных форматах – научно-технические статьи, брошюры, монографии.

В целях обозримости сформулированные положения об интенсификации работ в сфере информационных технологий реферативно представлены в прилагаемой аналитической записке «Инновационная экономика в правовом пространстве и среде информационных технологий».

В настоящее время отрасли высоких технологий в инновационных экономиках организационно реализуются в двух сходящихся ипостасях – мощных индустриальных системах и малых интеллектуальных структурах. Последние формируются в виде сетецентрических структур, когда каждый узел сети действует самостоятельно, ориентируясь на центр, который является конечной целью – инновационным продуктом.

Такая структура представленных работ позволяет концентрировать разрозненные в настоящее время интеллектуальные ресурсы, не выдвигая требований к привлечению больших дополнительных ресурсов и создавая контуры системы, стимулирующие ее последующее наращивание и развитие.

Такой подход обеспечивает одновременную интенсификацию работ, как по созданию модели целостной инновационной продукции, так и по параллельному созданию ее конкретных структурных составляющих.

Отметим, что в инновационных экономиках соотношение ресурсов в больших индустриальных системах и малых предприятиях сопоставимо по количеству и квалификации занятых, объему производимой продукции, ее интеллектуальной и качественной составляющим.

Эффективное взаимодействие в рамках такой сложной организационной структуры определяется уровнем управления, его интеллектуальной составляющей и используемым инструментарием – информационными технологиями, когда все многообразие конечных результатов контролируется таким механизмом, как отраслевые рынки.

В процессе реализации задач экономической модернизации имеют место как альтернативные, так и безальтернативные цели и решения.

Можно утверждать, что рассмотренные в аналитической записке проблемы в большинстве случаев безальтернативные и представляются универсальными, т.е. применимы в широком спектре инновационных задач.

Наряду с рассмотренными вопросами, решаемыми в инновационных экономиках в рамках малых научно-производственных структур большой спектр проблем реализуется в рамках деятельности государства и больших индустриальных систем. Рассмотрим некоторые из них, реализация которых может стать продуктивной только при их параллельном исполнении.

1. Постоянная интенсификация процессов создания новых товаров и услуг в инновационных экономиках происходит преимущественно на уровне микроэкономики, т.е. структуры, на уровне которой происходят непосредственные процессы их создания. Макроэкономика, обеспечивая эти процессы, синтезирует результаты деятельности в микроэкономике.

Многочисленные попытки интенсификации отечественного производства в темпах мировых инновационных процессов при его монолитной организации концентрировались на верхнем уровне управления, сосредотачивая внимание на макроэкономических проблемах. В стране накоплен огромный опыт в этой сфере экономической деятельности, которая проявляется в новых попытках модернизации экономики, которые страдают такой же односторонностью.

Именно поэтому необходим новый подход, равновеликий макроэкономическому вниманию процессам, происходящим непосредственно в научных, разрабатывающих и производящих структурах, т.е. на уровне микроэкономики.

К сожалению, в этом спектре практически отсутствуют методология, методы и средства развития такой сферы, в том числе и потому, что в дореформенный период предпринимательство, как база микроэкономики, было признано противоправным.

Отдельные, даже систематизированные предложения производящих структур в макроэкономические программы малоэффективны.

К настоящему времени созданы необходимые условия формирования программ в сфере микроэкономики, которые придадут большее правдоподобие комплексным программам экономической модернизации страны.

2. Экономические реформы, связанные с переходом к рыночной системе, в нашей стране сопровождались разрушением материальной базы экономики, составной частью которой были высокотехнологичные отрасли, а также беспрецедентным разбазариванием высококвалифицированных кадров.

В настоящее время продолжается сознательное или неосознанное отрицательное отношение к созданному ранее научному и производственному потенциалу страны.

В то же время формирование постиндустриальной инновационной экономики в высокоразвитых странах происходило путем максимального использования опыта плановой экономики, которое отражалось в теории конвергенции, суть которой заключалась в том, что новая умная экономика представляет собой систему, интегрирующую положительные стороны плановой и рыночной систем с возможным ограничением отрицательных явлений, свойственных каждой из них.

Тезис «пора собирать камни» является важнейшей составляющей программы модернизации отечественной экономики.

3. Центральной проблемой инновационного производства является разработка новых товаров и услуг в обстановке их короткого жизненного цикла.

В последовательно-параллельной цепи такого научно-технического цикла «фундаментальные научно-прикладные исследования – разработка конечного продукта» в процессе перестройки и экономического реформирования наиболее разрушенной как в материальном, так и в кадровом спектрах оказалась конечная составляющая инновационного процесса – разработка и производство инновационного продукта, поскольку были существенно разрушены, прежде всего, обрабатывающие отрасли производства.

Внимание к этой проблеме как к первостепенной является базовым условием в процессах модернизации экономики.

4. Состояние массового общественного сознания является важнейшей составляющей инновационной экономики. Оно формируется в рамках трех основных факторов. Первый – нематериальный: доминирующая идеология; исторические традиции; культура; уровень образования; деятельность элиты; законодательство и законопослушание; система власти и ее взаимоотношения с обществом; уровень развития общественных наук и целый ряд других. Второй – материальные факторы: уровень и динамика развития экономики; состояние человеческого капитала; качество жизни населения. Третий – временные циклы изменений. В условиях научно-технической революции аналогично сокращающимся циклам морального старения продуктов производства сокращаются и циклы изменения массового общественного сознания. Отметим, что в процессах перестройки и последующего коренного изменения социально-экономического строя в нашей стране вопросы массового общественного сознания фактически вышли за скобки процессов управления общественным развитием, что грозит многими непредвиденными событиями, поскольку процессы формирования массового общественного сознания являются рукотворными, а разрушительные не прогнозируемые драматические последствия – стихийными. Именно поэтому включение проблем формирования массового общественного сознания в архитектуру, концепции, доктрины или программу экономической модернизации страны как одной из базовых задач является крайне необходимой.

5. При позитивном векторе преобразований последних двух десятилетий негативные их последствия определялись недооценкой разработки общей концепции, архитектуры целей или комплексного плана с опорой на использование информационных технологий, позволяющих строить иерархические модели любой сложности, детализации и обозримости. В настоящее время без такого подхода в индустриально развитых странах не реализуется практически ни одна из сложных целей.

Рассмотренные проблемы являются только некоторой частью большой совокупности проблем.

К изложенному необходимо добавить, что важнейшей методологической базой комплексной программы должно стать построение дерева целей с определением, как объектов, так и субъектов управления.

Методы и средства обсуждения и проверки деятельности такой сложной и большой концепции, архитектуры или комплексного плана обеспечиваются огромными возможностями информационных технологий.

Совершенствование управления должно стать неотъемлемой частью программы каждого хозяйствующего субъекта.

 
Вы здесь  : Главная Публикации Совершенствование финансово-экономического механизма и хозяйственного законодательства на базе информационных технологий в процессах модернизации отечественной экономики